Исторически во многих культурах прелюбодеяние (супружеская измена) считалась серьезным преступлением. Это часто имело ужасные последствия, обычно для женщин, а иногда и для мужчин, некоторые из которых могли быть приговорены к смертной казни, пыткам или побоям.
В древних Афинах прелюбодеяние по-гречески «махея» (μοιχεία) считалось уголовным преступлением. Женатые мужчины могли легально заниматься внебрачным сексом с рабынями и проститутками. Однако, афинская культура и законы о супружеской измене считали совращение замужней женщины худшим преступлением даже хуже, чем изнасилование.
В классических Афинах наказание прелюбодеев оставалось на усмотрение судьи, если доходило до суда. Дело в том, что по старым Законам Дракона оставляли их на милость того, кто поймал изменников на месте.
История Афин: взлёт и падение древнего города, читайте здесь
Законы Солона предлагали мужу три альтернативы: либо убить их обоих, либо кастрировать прелюбодея, либо оставить его под пытками пожертвовать своей жизнью за цену, которую хочет обманутый. Часто казнь за прелюбодеяние производилась побиванием камнями горожанами, которые бросались их под крики мужа.
Однако если было доказано, что виновный применил насилие к его жене, то муж имел право только на компенсацию, размер которой определялся судьями и обычно составлял примерно 100 драхм.
Как выясняется, законодатель, составляя этот странный закон, считал совращение более опасным для своего сословия, чем изнасилование, признавая их виновными, приговаривая к любому наказанию (кроме смерти).
Одним из наказаний прелюбодеев было паратилмос, т. е. введение шипа размером с морковку в задний проход, поэтому их унизительно называли эйфорическими.
Суд также мог наложить штраф на прелюбодейку.
Если женщина, уличенная в недозволенном, была незамужней или дочерью, брат или отец имели право продать ее в рабство.
Более поздний закон, который, по-видимому, пытался несколько ограничить злоупотребления мужского населения за счет женского, не позволял афинянину продавать свою дочь или сестру, что до сих пор было законным, за исключением, если было доказано, что она уже была не девственница.
В случае изнасилования девственницы суд оштрафовал насильника на 1000 драхм, т. е. в десять раз больше штрафа за изнасилование замужней женщины.
После осуждения прелюбодейка немедленно изгонялась из дома и впредь ей запрещалось участвовать в религиозных обрядах, при этом, если она представала в непотребном виде, всякий мог оскорбить ее, снять с нее украшения, разорвать на ней одежду, проклясть или унизить её.
По словам древнегреческого писателя Плутарха, в других греческих городах прелюбодеям приходилось еще хуже.
В Кими, например, прелюбодейку сначала приводили на агору и поднимали на большой камень, чтобы все горожане смотрели и смеялись над нею. Потом ее сажали на осла и возили по всему городу, где люди ругались и плевались в неё. Наконец, ее «крестили» как послушницу. С этим позорным «титулом» она будет жить до самой смерти, также лишали её прав участвовать в религиозных обрядах и помещали в карантин, «чтобы не развращать других женщин». Конечно, так же, как и в Афинах, муж выгонял ее из дома, потому что, если даже он подумал бы проявить снисхождение и простить ее, общество осудило бы его и презирало бы, как бесчестного.
В Спарте не было закона о наказании за прелюбодейство.
Однажды спартанца спросили, как они наказывают неверную жену. Он ответил: "Никак". Затем добавил: "В Спарте нет таких женщин".
Социальное положение женщины в Древней Греции, читайте здесь.